Любой грамотный управляющий производственной компанией или предприятием должен понимать, что насколько бы ни был его парк станков новым или аккуратно эксплуатировался, все же необходимо планировать ремонт промышленного оборудования. А так как наиболее распространенной операцией являются точение, то текущий ремонт токарного станка является самым актуальным.
При правильно организации текущего ремонта токарных станков должен разрабатываться график так называемых планово-предупредительных ремонтов (сокр. ППР), а также объем ремонтно-профилактических работ. График ППР включает проводимые в заданной последовательности следующие типы ремонта: осмотр, малый, средний, а также капитальный ремонты. К примеру, за полный межремонтный цикл типовой токарный станок подвергается 6 осмотрам, 4 малым, 1 среднему и 1 капитальному ремонтам.
При выполнении каждого вида текущего ремонта токарного станка проводятся определенные работы:
1. Осмотр:
– наружный осмотр узлов и механизмов (без разборки), их общее состояние;
– устранение зазора в ходовых винтах салазок и стола;
– регулировка подшипников шпинделя;
– проверка работы механизмов переключения подач и скоростей;
– регулировка муфты включения рабочих подач и ускоренного хода;
– осмотр направляющие и устранение задиров;
– регулировка зазоров в направляющих стола, консоли и салазок;
– мелкий ремонт систем охлаждения и смазки и охлаждения.
2. Малый текущий ремонт токарного станка:
– частичная разборка и ремонт механизмов и узлов;
– регулировка или замена подшипников;
– зачистка забоин на зубьях шестерен;
– зачистка ходовых винтов и замена гаек;
– замена изношенных крепежных деталей;
– ремонт систем смазки и охлаждения.
3. Средний ремонт:
– разборка узлов;
– ремонт задней бабки токарного станка (и передней);
– составление дефектной ведомости;
– замена или восстановление изношенных деталей (валов, втулок и пр.);
– шлифовка или фрезеровка изношенных направляющих;
– проверка станка на шум, жесткость, нагрев и точность обработки.
4. Капитальный текущий ремонт токарного станка:
– разборка всех узлов с составлением дефектной ведомости;
– полный ремонт задней бабки токарного станка;
– ремонт шпиндельного узла;
– замена или восстановление изношенных деталей и узлов, в результате чего добивается первоначальная паспортная точность, жесткость и мощность.
Кроме того, при выполнении текущего ремонта токарного станка, нередко производится его модернизация, которая обеспечивает
– возможность изготовления новых изделий, повышенной точности и чистоты поверхности, которые все чаще используются в современных конструкциях;
– повышение производительности оборудования, что, в свою очередь, положительно отразится на прибыли;
– снижение брака;
– расширение функциональности оборудования, что позволит использовать один станок для выполнения разнообразных дополнительных операций, исключая необходимость приобретения дополнительного оборудования.